ГлавнаяИнформационные ресурсыОнлайн сервисыУслугиКонтактыКарта сайта

        РЕЖИМ РАБОТЫ:

01 сен. - 31 мая
вт-сб: 09:00-20:00

 

01 июн. - 31 авг.
вт-сб: 11:00-20:00

 

Выходные дни: ВС, ПН

 

Санитарный день -
последняя пятница месяца

 

Адрес и телефон:
г.Уфа, ул. Калинина, 11
8(347)-216-48-94

Сохраним нашу историческую родину!

Именно эти слова стали девизом Международного дня памятников и исторических мест, который отмечается в мире ежегодно 18 апреля. Этот День, также известный как День всемирного наследия, установлен в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданной при ЮНЕСКО. Праздник отмечается с 1984 года с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. Также он дает возможность больше узнать о многообразии мирового наследия и о силах, которые прикладываются для его защиты и сохранения. В этот торжественный день, друзья, мы с вами отправимся в небольшое путешествие.

Казань. Памятник Коту Казанскому

Из исторических преданий известно, что российская императрица Елизавета Петровна узнала, что в Казани нет мышей. В те времена в Казани существовала особая порода «бойцовых» котов-мышеловов, представители которой были сильными, активными животными «с крупной головой, мускулистой шеей, развитым плечевым поясом и коротким хвостом». По высочайшему приказу от 13 октября 1745 года тридцать казанских котов были перевезены в Санкт-Петербург для ловли мышей, в изобилии расплодившихся в недостроенном Зимнем дворце. Определённые на государеву лейб-гвардейскую службу и особое довольствие, коты сделали своё дело. В память этого события в XVII—XIX веках собирательный образ кота казанского, получившего имя Алабрыс, стал излюбленным персонажем лубков, а в XXI веке — объектом памятников

Современный памятник появился на свет в 2009 году и по сей день находится на середине центральной пешеходной улицы Баумана. Металлическая скульптурно-архитектурная композиция высотой 3 метра и шириной 2,8 метра в виде лежащей на кушетке упитанной фигуры сытого кота в беседке с мышкой на шатровой крыше была создана казанским

скульптором, заслуженным деятелем искусств Татарстана Игорем Башмаковым и отлита из алюминия на заводе художественного литья в городе Жуковский. Скульптура тонирована в цвет старого серебра, по объяснению автора, всегда бывшего излюбленным металлом жителей Казани. Колонны и купол конструкции украшены цветными стеклами и кусочками зеркал. У подножия выгравирована фраза «Кот казанский: ум астраханский, разум сибирский…».

Санкт- Петербург. Сфинксы Каменного острова.

Здесь настоящая детективная история. Посудите сами:

Всем вам известно из школьного курса физики понятие резонанса – когда амплитуда собственного колебания совпадает с частотой внешнего воздействия. Там еще приводят пример про цепной мост и роту солдат. И пример этот приводится неспроста: ведь 20 января 1905 года по цепному Египетскому мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии. В этот момент мост рухнул на лёд Фонтанки. Но речь не о мосте. А о сфинксах, которые должны были украсить мост после его ремонта.

Сфинксы, отлитые на заводе Берда по модели скульптора П. П. Соколова являются идентичными статуям, украшающим Египетский мост.

Вероятно, эти статуи являлись пробными отливками.

Вплоть до начала прошлого столетия они хранились на складах завода, но в 1906-м году их купил купец Галактионов, торговавший металлом.

Сфинксов он установил у подъезда своего дома на Верейской улице, а затем, после постройки нового дома по адресу Можайская улица, 3-5 перенес их туда. В 1960-х гг. по инициативе главного инженера Ленмостотреста П. П. Степнова сфинксов отреставрировали и в 1971 году установили на лестничном спуске набережной у Каменноостровского моста, где в ходе благоустройства набережной Малой Невки на Каменном острове по проекту известного реставратора И. Н. Бенуа была создана пристань, которую и украсила эта пара сфинксов.

К сожалению, уединенные места, в которых поставили статуи, чрезвычайно способствовали проявлению худших качеств обитателей города.

Сфинксы стали жертвами вандалов, один из них даже лишился короны.

В 2005-м году пострадавшие статуи были демонтированы, отреставрированы за счет ГУП "Мостотрест" и установлены у офиса этой организации, а в 2010 году сфинксы вернулись на пристань.

Самара. Бурлаки на Волге

11 сентября 2014 года на набережной реки Волга в городе Самара перед фонтаном «Парус» на Ленинградском спуске был открыт необычный памятник - "Бурлаки на Волге". Открытие памятника приурочено ко дню города и входит в программу «Культурная Самара». Скульптурная композиция "Бурлаки на Волге" изображает бронзовую раму-мольберт, на которой представлены бурлаки и баркас. Интересным является тот факт, что размер «холста» соответствует реальной картине, а сам фон является естественным, поскольку между самой рамой и бурлаками просматривается сама Волга и небо. Высота скульптуры составляет полтора метра, а высота постамента – около метра. Автором данной скульптуры (памятника "Бурлаки на Волге") является самарский художник Николай Куклев.

Скульптурная композиция "Бурлаки на Волге" была открыта в честь 170-летия со дня рождения ее художника, выдающегося русского живописца – Илья Репина и связана с его пребыванием в Самаре. Во время церемонии открытия памятника прошла также выставка репродукций его картин. Картина "Бурлаки на Волге" является одной из самых знаменитых работ художника. Перед написанием этой картины, Репин путешествовал сначала по Неве, а затем и по Волге. Огромное впечатление произвело на него знакомство с людьми этой тяжелой профессии, когда он впервые на фоне празднично одетых и прогуливающихся вдоль берега горожан увидел бурлаков в лямке, тянущих баржу. Бурлаками были наемные рабочие, которые тянули речное судно против течения, их труд был сезонным, так как они тянули лодки весной и осенью. Самой известной песней, исполняемой

бурлаками, была «Эх, дубинушка, ухнем». Та самая, которую исполнял и наш Федор Шаляпин.

 

Магнитогорск. Памятник «Уборщица и слесарь» или в народе «Веселые коммунальщики».

 

Что говорят путешественники:

«Идея не избитая, не заезженная! Скульптура полна чувственности и эротизма. Девушка с метлой выглядит очень игривой и смотрит на пламбера кокетливо, если не сказать призывно, и очевидно поощряет его к активным действиям. Труженик водопровода же глядит на неё как кот на сметану, и интерес его - отнюдь не производственная кооперация. Он уже в мыслях с ней. В кино. В кафе-мороженое. Весенняя такая композиция».

У слесаря, выглядывающего из канализационного люка, и веселой девушки с метлой нет реальных прототипов. Это собирательный образ, посвященный всем коммунальщикам. Выполнены бронзовые скульптуры в стиле ретро. Одежда соответствует моде 60-х годов прошлого века.

Задумка установить подобную парковую композицию появилась у городских властей еще два года назад. По мнению чиновников, памятник должен агитировать магнитогорцев не только уважать профессии работников ЖКХ, но и бережно относиться к порядку в городе. Воплотить идею в жизнь помогли местные благотворители.

Кстати, автор памятника — знаменитый уральский скульптор Александр Сильницкий. Самая известная его работа — памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади — находится в Екатеринбурге, но о них в другой раз.

Возвращаемся в Уфу. Именно здесь находится самая высокая конная статуя в Европе. Памятник Салавату Юлаеву.

 

Этот памятник настолько знаменит, что изображен на гербе республики Башкортостан. Он стал визитной карточкой Уфы и Башкирии. Салават Юлаев – башкирский национальный герой, поэт, сподвижник Емельяна

Пугачева, преданный по указу Екатерины II забвению. Башкиры до сих пор помнят и чтут своего героя, бившегося за их права. Памятник Салавату Юлаеву в башкирской столице – рекордсмен. Это самая большая конная статуя во всей России и даже Европе! Ее высота – 9,8 метра. При этом вес монумента – 40 тонн. Этот памятник был открыт в Уфе 17 ноября 1967 года.

Автор памятника – известный монументалист и художник Сосланбек Тавасиев. По праву считается, что памятник Салавату Юлаеву – лучшее творение Тавасиева. Да и не удивительно, ведь монументалист работал над ним на протяжении тридцати лет. В 1970 году, спустя три года после открытия памятника, Сосланбеку Тавасиеву дали государственную премию СССР.

Как пояснил сам автор скульптуры, в монументе он показал момент принятия Салаватом решения перейти на сторону Пугачева. Сидящий на коне Салават Юлаев показан со смелым и волевым лицом, правая рука с плетью поднята в призывном жесте. Словно он призывает своих соратников идти за Пугачевым.

Памятник отливали в течение полутора месяцев на одном из ленинградских заводов с применением уникальной технологии. Для крепости использовали специальную стальную раму. И это не случайно, ведь центр тяжести тяжелого памятника смещен для придания ему динамичности и выразительности. Место пользуется большой популярностью среди жителей Уфы и приезжающих туристов. Тем более памятник расположен очень удачно. Это самая высокая точка центральной части Уфы. Памятник стоит на утесе, возвышающемся над рекой Белой. От памятника отрывается красивый вид. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие.

А.Ялилова

1